То, что сейчас в Минске здания с колоннами видят все (в том числе туристы), – в основном советское наследие. Сначала город скосила война, а в 44-ом прибывшие советские архитекторы нарисовали прямо на ящиках схему нового города Солнца. Старое – даже то, что можно было восстановить, – снесли. Потому, например, прокуратура стоит на фундаменте костела. 

Довоенный город был очень симпатичный, более комфортный по масштабу, чем современный Минск. Улицы Советская, Захарьевская, где сейчас проспект, – это Екатерининская застройка, которая появилась после присоединения части Речи Посполитой. По ширине улиц, высоте домов, эстетике, декору она была такая же, как проспект Гедимина в Вильнюсе, например. Осталось несколько домов, где это заметно: улица в два раза уже, высота зданий – 3 или 4 этажа. Застраивали так, что старый город оставался, а новый появлялся рядом. На примере: в Минске тогда убрали городской вал и пустили нынешние улицы Маркса, Интернациональную, Кирова, а исторический центр не тронули.

С постмодернизмом эпоха стилей в принципе закончилась. Но, если придерживаться традиционной классификации, из значимого в Минске стоит назвать, во-первых, виленское барокко – потому что это явление очень местное. Самые простые примеры – костел Пресвятой Девы Марии или здание нынешней детской музыкальной школы №10. В Минске эти здания относительно свежей постройки, но в них, тем не менее, еще ощутимо влияние Ренессанса. Беларусь прожила Возрождение, была частью контекста и прошла этот период генетически, что очень важно для культуры страны. Это связь с итальянской традицией (прежде всего, через Бону Сфорцу) и следы культурного обмена. 

Минский модерн – «местечковый», более сдержанный и угловатый, в отличие от извилистого растительного (арт-деко) в городах Западной Европы. Наряду с модерном в начале ХХ века была мода на неоготику. Сюда можно отнести костел Св. Роха и здание первой городской электростанции на месте нынешней «не-Кемпински» – со стрельчатыми арками и прочим декором.

Достаточно много в Минске конструктивизма – это вся лангбардовская архитектура. Удачные примеры: бывшая библиотека Ленина и геофак БГУ. Их, например, снимали для литовского проекта «STOP juosta», который посвящен межвоенной архитектуре в Польше, Литве, Латвии и Беларуси.

Сталинский ампир – это настоящая каша. Там всего много: Дом правительства, например, – вроде конструктивизм, а его интерьеры ампирные.

Советский модернизм в чистом виде – и внутри, и снаружи – это кинотеатр «Пионер»: практически Мис ван Дер Роэ. Очень красивый химфак БГУ на Ленинградской: узкий фасад, где расположен вход, – просто бомба по пропорциям. Похож на римский Дворец итальянской цивилизации, только без арок.

Сейчас в Минске есть все, в том числе и абсолютно некрасивые здания. Из построенных за последние 20 лет, к примеру, приличные можно пересчитать по пальцам.

Источник https://34travel.me/gotobelarus/post/10-arhitekturnyh-sekretov-minska

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!